Среднее образование в Англии. Реальная история школьницы. Часть II
Алексей Кабанов 23 сентября 2020Часть II.
Законы местных джунглей или «Уклад жизни в Eastbourne College»
В первый же день всех новых студентов повели на обзорную экскурсию по школе, так я узнала, что Истбурн Колледж — это не одно здание, похожее на Хогвартс, а целый студенческий городок. И огромная столовая, напоминающая турецкий отель на allinclusive, и огромное новое строение из бетона и стекла «Sciences Department», и бассейн с трибунами и панорамными окнами, и школьный магазин с формой, канцтоварами и вкусняшками, и свой театр и еще много-много-много зданий, принадлежавших колледжу, но раскинувшихся по всему Истбурну.
По воскресеньям полагалось ходить в церковь на час, независимо от вероисповедания. Это был для меня интересный опыт, потому что все было устроено не так, как в нашей церкви: там все сидели на резных деревянных скамейках и произносили длинные речи о нравственности. Если в церкви зазвонил телефон — его конфисковали на 4 дня; и молитвы, на каждом месте лежала книжка, в которой были прописаны тексты псалмов, священник называл страницу, а студенты просто открывали нужный текст и пели на протяжении всей службы.
Отбои и подъемы были по расписанию. Каждый студент по прибытии получал карточку, которую нужно было прикладывать к сканеру в столовой. Как сейчас помню, насколько нам не хотелось вставать утром, и мы по очереди ходили на завтрак с тонной карточек других девочек. Иногда это даже работало.
Перед отбоем девочки долго разговаривали с родителями и друг с другом. Этот английский был от меня так далек! Из всего того потока сознания я понимала только «love u» в конце.
Очень интересной была процедура стирки. В первую очередь, на всю одежду нужно было пришить именные лэйблы. Вдоль одного из коридоров стояли корзины, в которые нужно было в зависимости от ткани и цвета рассортировывать вещи для стирки, а через 2 дня нужно было прийти в специальную комнату, где под именем каждой девочки уже лежали чистые и поглаженные вещи.
Я знаю, вы ждали, когда я открою секрет гигантских разноцветных сундуков must-have каждой англичанки. Вы думаете там что?
Одежда?
Ценные вещи а-ля гаджеты и подвески Tiffany?
О, нет, друзья! Однажды я стала свидетелем открытия такого сундука моей соседкой, и поняла, что тайной за семью печатями весом 7 кг была... ЕДА!
Эти гигантские сундуки были наполнены едой! Дошираками, шоколадом, чипсами! Еда — вот главная ценность девочек-подростков в английской школе-интернате!
Еда была на вес золота, еды всегда хотелось, еды всегда не хватало, и еду всегда воровали!
Если вы кладете в общий холодильник на кухне, скажем, хамон в упаковке — забудьте! Уже через час там ничего не будет. И никакие воспитательные беседы Mrs McKenzie не могли этого изменить!
Ужин обычно был около 6, а отбой в 10. За эти 4 часа маленькие хрупкие девочки успевали изрядно проголодаться! И да, именно в Англии я прониклась гениальностью таких кулинарных шедевров, как хлеб с картошкой, соленое масло, бобы в томатной пасте и, конечно, ароматные белые тосты с нутеллой, которые мы бегали есть на переменах!
Был составлен специальный график, согласно которому каждое утро назначались трое дежурных, которые вставали раньше остальных, пылесосили весь дом и вытирали пыль, а еще ходили за тостами для кухни в общую столовую.
Я очень хорошо запомнила одно место в School House, куда мы приходили вдвоем-втроем и разговаривали в полной тишине. Мы называли эту комнату секретной гостиной. Для того, чтобы в нее попасть, необходимо было прости тайными коридорами от центрального холла, и вуаля! Пожалуй, эта гостиная была самой большой комнатой в доме и использовалась для особых случаев. Она была просторная и почти ничем не заставленная. Там были окна от пола до потолка с плотными шторами, создававшими эффект мрака, и высокий потолок в форме острого купола. Она даже чем-то была похожа на арену цирка. В сентябре в ее окна очень красиво попадал солнечный свет, а зимой там было так здорово смотреть на снег. Это было каким-то волшебством. Каким-то таинственным тихим уголком в этом шумном и таком чужом для меня мире британских детей. А еще там всегда было очень холодно.
Вообще, английский холод — это отдельная тема. Какой бы дорогой и престижной ни была школа, топить там не будут, прямо нет! Англичан вообще с детства приучают жить в холоде, и поэтому дети у них в октябре ходят в шортах и футболках, самой актуальной вещью в доме является грелка, а все пижамы и тапки как минимум с овчинной подкладкой.
«Закрой шторы. Серьезно тебе говорю, так будет потеплее,» — говорила мне моя русская подружка в первый день, когда дневная температура не поднялась выше +10. А мама в тот же вечер выслала мне экспресс-почтой грелки. Да, батареи там всегда ледяные, и заплатите вы хоть миллион в семестр за эту учебу, они все равно будут ЛЕ-ДЯ-НЫ-МИ!
Про учебу:
Ну, вот тут размах, конечно поражает!
Во-первых, у каждого студента есть Tutor. Это как наш классный руководитель, только не на 25 человек, а на тебя одного. Этот человек следит за твоей успеваемостью и беседует раз в неделю по поводу всех проблем, трудностей, целей, достижений и вообще всего, что касается учебы. Я помню, всегда говорила ей, что все супер, только вот с английским у меня туго. А так все просто класс!
В школе была предусмотрена школьная форма, которую нужно было покупать в местном магазине. Белая рубашка, серый джемпер, пиджак с эмблемой колледжа, галстук в цвет дома, клетчатая юбка и черные туфли. Я очень хорошо запомнила, как девочки подворачивали эти юбки, чтобы казаться красивее, а строгие воспитатели постоянно их за это ругали. Классика жанра. Я не подворачивала, мне было не до охмурения сильного пола, я думала только о том, что бы мне еще такого сделать, чтобы заговорить, наконец, по-английски!
Зато Mrs McKenzie забраковала мои с таким трудом купленные «черные туфли-лодочки с каблуком не выше 5 см, без украшений», потому что их подошва оказалась слишком красной!!!
Все классные комнаты в Eastbourne College были либо светлыми и уютными, либо просто сногсшибательными, по последнему слову дизайна! Помню серый ковролин, огромные окна и плотные синие шторы в классе английского. Там хотелось учиться! И в этой школе не было системы наших парт с рассадкой по двое. Стол мог быть даже круглым, рассчитанным на 7 человек, и таких столов могло быть сколько угодно! Правила не было. Точнее было одно: в комнатах должно хотеться учиться!
Почти под каждый блок предметов было предусмотрено отдельное здание: свое под языки, точные науки, но особенно меня впечатлил научный корпус! Про него даже можно было бы написать отдельную статью.
Начать с того, что это было гигантское здание из красного кирпича с огромными окнами повсюду и вообще без штор, окруженное цветущим садом. Не передать, как там было приятно находиться, особенно в солнечные сентябрьские дни! Пожалуй, этот корпус был самым современным из всего в Eastbourne College. Всего в здании было три этажа, и каждый из них строго отводился под конкретную дисциплину: первый — под биологию, второй — под физику и третий — под химию. Каждая классная комната делилась на две части: теоретическую (доска учителя и парты) и практическая (буквально поле для экспериментов). Не было такого урока, где нам бы на практике не демонстрировали то, о чем написано в учебнике, и классы были оборудованы так, что для этого имелись все условия. На биологии мы ходили в сад и рассматривали листья деревьев, на физике — брались за руки всем классом и пропускали по цепи ток, на химии — готовили зелья самых умопомрачительных цветов, дымов и запахов!
Стоит сказать, что почти каждый предмет имел очень интересное практическое приложение. Так, на немецком мы оттачивали мастерство с носителями языка, а на драме ставили спектакли и сами ходили в театр в рамках учебного курса. И это был самый настоящий городской театр!
Учителя были абсолютно потрясающими! Каждый из них. Драму вела элегантна британка с невероятным шармом и аристократическими манерами. В ней восхищало все: от тона голоса до движений рук. В спокойного, но харизматичного математика
Обучение организовано совершенно иначе, нежели в российских школах. Начнем с того, что там нет никаких классов и никакого общего расписания. Есть дети одного возраста и есть предметы, которые они выбирают для изучения. Каждый ученик в начале года получает индивидуальное расписание, и если сильно повезет, есть шанс, что на одном из предметов он пересечется со своим знакомым.
Не менее интересная особенность обучения в Eastbourne College — разделение на сеты. Сеты — это те же классы, только в рамках одной дисциплины. Чаще всего понятие сет относится к обязательным предметам, таким, как математика, английский, химия, физика, биология. Всего их 10. В первом сете сидят самые умные дети, а чем дальше, тем... Ну, вы поняли. Делается это для того, чтобы уравнять состав, и чтобы учителю было проще подбирать материал урока под общий интеллектуальный уровень детей и их успеваемость. Чтобы поступить в колледж, необходимо сдать тест, по результатам которого происходит распределение по сетам. Каждый месяц сдается тест для промежуточной аттестации, по результатам которого учеников либо переводят в класс «поумнее», либо наоборот. Но вероятнее всего остаться на прежнем месте. Так что состав сетов тоже непостоянен.
Вас наверняка волнует вопрос, как обстоят дела с пониманием всех этих уравнений и ковалентных связей, когда английский, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Врать не буду, первый месяц был адом! Я понимала по минимуму, хотя по результатам экзаменов попала в очень неплохие сеты (все в пределах трёх). Особенно тяжело мне давались науки, которые, будучи и без того непростыми предметами, еще и объяснялись на английском. Но не я одна, и именно для таких новеньких иностранцев в Eastbourne College была организован курс EAL ( английский для иностранцев). Длится он около полугода, до тех пор, пока иностранец не почувствует себя в английской среде как рыба в воде (во всех смыслах и, преимущественно, в языковом).
Со временем стало гораздо проще воспринимать на слух английскую речь и отвечать. И вообще, время и правда лечит. Уже через пару недель у меня появились друзья, я перестала плутать в коридорах и была в состоянии изъясниться на английском в любой ситуации. После второго урока мы радостно бегали на кухню мазать тосты шоколадом и болтать на траве, а вечером вместе делали домашку.
Про военные сборы
Я, как минимум, вас заинтригую, если скажу, что в Eastbourne College я ухитрилась послужить в армии! Знали бы вы как заинтригована была я. Точнее не так. Я была в ужасе!
До приезда я была осведомлена практически обо всем, что ждало меня в новой школе, кроме этого. В первый день всем новичкам из Year 10 раздали анкеты, где нужно было поставить галку напротив чего-то совершенно непонятного для меня. Но вот это-то как раз было для меня не новостью, и я просто тикнула там, где нашла знакомые слова. Выбор пал на AirForce. Я забыла об этом в ту же секунду, но не тут-то было в первый понедельник.
С утра нам раздали какие-то комплекты с формой, куда входили брюки, рубашка, свитер и галстук. Я была в полном недоумении и несколько раз спросила девочек. Было бы здорово, если бы я четко поняла, что мне отвечали. Я поняла только army service, но это показалась мне ерундой. Думала, меня опять подводит английский, ну, какая тут в самом деле может быть армия.
И вот (как бы вам передать уровень моего шока) в первый понедельник октября, когда после уроков девочки начали надевать на себя эту форму и просто неистово торопиться на центральный газон на построение. Я не понимала ничего, и просто сделала так же как все. Только с дресс кодом чуть недотянула. Мной и так были недоволыны, потому что я сглупила и опоздала. Так еще и оправили переодеваться. Кто же знал, что под свитер нужна рубашка, а спортивные кроссовки и подавно не годятся! Я снова чувствовала себя дурой.
Оказалось, что каждый понедельник для Year 10 была предусмотрена а-ля армейская служба. Можно было выбрать пехоту (самая многочисленная группа), мореходку или воздушные силы. Ну, что выбрала я, вы уже знаете. Сначала нас всех вместе выстраивали на центральном поле, и главнокомандующий ходил вдоль рядов и орал как Майор Пейн (честное слово не хуже!), видимо, для антуража. И упаси тебя господь не догладить брюки...
Мы выполняли боевые задания, учились стрелять в тире. Я была практически единственной девочкой, да еще и иностранкой, плохо понимавшей приказы. Меня звали beef. Все как в армии. «Чуть сейчас война, ты, Биф, будешь первой!». Мягко говоря, это было необычно. Но вы представьте, они и этому учат!
В конце ноября каждая дивизия выезжала на самые настоящие военные сборы. Мы ездили на 3 дня на базу ВС. Там не ловила связь и не было отопления. Помню, как мы спали под двумя одеялами во всей одежде, которая у нас была. Там мы маршировали, делали марш броски и, главное, ездили на тренировочную базу ВДВ. Мальчишки считали меня никчемной, но вот канаты, веревочные лестницы и высокие препятствия были моей стезей! Как у всех этих неуклюжих пацанов, неспособных подняться выше пятой ступеньки, порывались рты, когда я единственная прошла всю полосу препятствий!.