Среднее образование в Англии. Реальная история школьницы. Часть II

23 сентября 2020

Часть I

Часть II.

Законы местных джунглей или «Уклад жизни в Eastbourne College»

В первый же день всех новых студентов повели на обзорную экскурсию по школе, так я узнала, что Истбурн Колледж — это не одно здание, похожее на Хогвартс, а целый студенческий городок. И огромная столовая, напоминающая турецкий отель на allinclusive, и огромное новое строение из бетона и стекла «Sciences Department», и бассейн с трибунами и панорамными окнами, и школьный магазин с формой, канцтоварами и вкусняшками, и свой театр и еще много-много-много зданий, принадлежавших колледжу, но раскинувшихся по всему Истбурну.

По воскресеньям полагалось ходить в церковь на час, независимо от вероисповедания. Это был для меня интересный опыт, потому что все было устроено не так, как в нашей церкви: там все сидели на резных деревянных скамейках и произносили длинные речи о нравственности. Если в церкви зазвонил телефон — его конфисковали на 4 дня; и молитвы, на каждом месте лежала книжка, в которой были прописаны тексты псалмов, священник называл страницу, а студенты просто открывали нужный текст и пели на протяжении всей службы.

Отбои и подъемы были по расписанию. Каждый студент по прибытии получал карточку, которую нужно было прикладывать к сканеру в столовой. Как сейчас помню, насколько нам не хотелось вставать утром, и мы по очереди ходили на завтрак с тонной карточек других девочек. Иногда это даже работало.

Перед отбоем девочки долго разговаривали с родителями и друг с другом. Этот английский был от меня так далек! Из всего того потока сознания я понимала только «love u» в конце.

Очень интересной была процедура стирки. В первую очередь, на всю одежду нужно было пришить именные лэйблы. Вдоль одного из коридоров стояли корзины, в которые нужно было в зависимости от ткани и цвета рассортировывать вещи для стирки, а через 2 дня нужно было прийти в специальную комнату, где под именем каждой девочки уже лежали чистые и поглаженные вещи.

Я знаю, вы ждали, когда я открою секрет гигантских разноцветных сундуков must-have каждой англичанки. Вы думаете там что?

Одежда?

Ценные вещи а-ля гаджеты и подвески Tiffany?

О, нет, друзья! Однажды я стала свидетелем открытия такого сундука моей соседкой, и поняла, что тайной за семью печатями весом 7 кг была... ЕДА!

Эти гигантские сундуки были наполнены едой! Дошираками, шоколадом, чипсами! Еда — вот главная ценность девочек-подростков в английской школе-интернате!

Еда была на вес золота, еды всегда хотелось, еды всегда не хватало, и еду всегда воровали!

Если вы кладете в общий холодильник на кухне, скажем, хамон в упаковке — забудьте! Уже через час там ничего не будет. И никакие воспитательные беседы Mrs McKenzie не могли этого изменить!

Ужин обычно был около 6, а отбой в 10. За эти 4 часа маленькие хрупкие девочки успевали изрядно проголодаться! И да, именно в Англии я прониклась гениальностью таких кулинарных шедевров, как хлеб с картошкой, соленое масло, бобы в томатной пасте и, конечно, ароматные белые тосты с нутеллой, которые мы бегали есть на переменах!

Был составлен специальный график, согласно которому каждое утро назначались трое дежурных, которые вставали раньше остальных, пылесосили весь дом и вытирали пыль, а еще ходили за тостами для кухни в общую столовую.

Я очень хорошо запомнила одно место в School House, куда мы приходили вдвоем-втроем и разговаривали в полной тишине. Мы называли эту комнату секретной гостиной. Для того, чтобы в нее попасть, необходимо было прости тайными коридорами от центрального холла, и вуаля! Пожалуй, эта гостиная была самой большой комнатой в доме и использовалась для особых случаев. Она была просторная и почти ничем не заставленная. Там были окна от пола до потолка с плотными шторами, создававшими эффект мрака, и высокий потолок в форме острого купола. Она даже чем-то была похожа на арену цирка. В сентябре в ее окна очень красиво попадал солнечный свет, а зимой там было так здорово смотреть на снег. Это было каким-то волшебством. Каким-то таинственным тихим уголком в этом шумном и таком чужом для меня мире британских детей. А еще там всегда было очень холодно.

Вообще, английский холод — это отдельная тема. Какой бы дорогой и престижной ни была школа, топить там не будут, прямо нет! Англичан вообще с детства приучают жить в холоде, и поэтому дети у них в октябре ходят в шортах и футболках, самой актуальной вещью в доме является грелка, а все пижамы и тапки как минимум с овчинной подкладкой.

«Закрой шторы. Серьезно тебе говорю, так будет потеплее,» — говорила мне моя русская подружка в первый день, когда дневная температура не поднялась выше +10. А мама в тот же вечер выслала мне экспресс-почтой грелки. Да, батареи там всегда ледяные, и заплатите вы хоть миллион в семестр за эту учебу, они все равно будут ЛЕ-ДЯ-НЫ-МИ!

Про учебу:

Ну, вот тут размах, конечно поражает!

Во-первых, у каждого студента есть Tutor. Это как наш классный руководитель, только не на 25 человек, а на тебя одного. Этот человек следит за твоей успеваемостью и беседует раз в неделю по поводу всех проблем, трудностей, целей, достижений и вообще всего, что касается учебы. Я помню, всегда говорила ей, что все супер, только вот с английским у меня туго. А так все просто класс!

В школе была предусмотрена школьная форма, которую нужно было покупать в местном магазине. Белая рубашка, серый джемпер, пиджак с эмблемой колледжа, галстук в цвет дома, клетчатая юбка и черные туфли. Я очень хорошо запомнила, как девочки подворачивали эти юбки, чтобы казаться красивее, а строгие воспитатели постоянно их за это ругали. Классика жанра. Я не подворачивала, мне было не до охмурения сильного пола, я думала только о том, что бы мне еще такого сделать, чтобы заговорить, наконец, по-английски!

Зато Mrs McKenzie забраковала мои с таким трудом купленные «черные туфли-лодочки с каблуком не выше 5 см, без украшений», потому что их подошва оказалась слишком красной!!!

Все классные комнаты в Eastbourne College были либо светлыми и уютными, либо просто сногсшибательными, по последнему слову дизайна! Помню серый ковролин, огромные окна и плотные синие шторы в классе английского. Там хотелось учиться! И в этой школе не было системы наших парт с рассадкой по двое. Стол мог быть даже круглым, рассчитанным на 7 человек, и таких столов могло быть сколько угодно! Правила не было. Точнее было одно: в комнатах должно хотеться учиться!

Почти под каждый блок предметов было предусмотрено отдельное здание: свое под языки, точные науки, но особенно меня впечатлил научный корпус! Про него даже можно было бы написать отдельную статью.

Начать с того, что это было гигантское здание из красного кирпича с огромными окнами повсюду и вообще без штор, окруженное цветущим садом. Не передать, как там было приятно находиться, особенно в солнечные сентябрьские дни! Пожалуй, этот корпус был самым современным из всего в Eastbourne College. Всего в здании было три этажа, и каждый из них строго отводился под конкретную дисциплину: первый — под биологию, второй — под физику и третий — под химию. Каждая классная комната делилась на две части: теоретическую (доска учителя и парты) и практическая (буквально поле для экспериментов). Не было такого урока, где нам бы на практике не демонстрировали то, о чем написано в учебнике, и классы были оборудованы так, что для этого имелись все условия. На биологии мы ходили в сад и рассматривали листья деревьев, на физике — брались за руки всем классом и пропускали по цепи ток, на химии — готовили зелья самых умопомрачительных цветов, дымов и запахов!

Стоит сказать, что почти каждый предмет имел очень интересное практическое приложение. Так, на немецком мы оттачивали мастерство с носителями языка, а на драме ставили спектакли и сами ходили в театр в рамках учебного курса. И это был самый настоящий городской театр!

Учителя были абсолютно потрясающими! Каждый из них. Драму вела элегантна британка с невероятным шармом и аристократическими манерами. В ней восхищало все: от тона голоса до движений рук. В спокойного, но харизматичного математика 26-ти лет были влюблены все девочки! Иногда, если, мы успевали выполнить план урока, он показывал нам смешные видео с Ютуб. Учитель географии залазил на стол и танцевал там в своих кожаных коричневых туфлях под песню «The Big Big Bang». Все были в восторге и шоке! Ему было 27, и он был невероятным красавчиком, и да, в него тоже были влюблены все девочки! Немецкий вела классическая немка, призванная нести образ великой нации в массы! Фамилия физика была Хопкинс, и это был невероятной харизмы дедушка в круглых очках, очень напоминавший Санта Клауса. Доброта и строгость в одном флаконе, и мы обожали его! А химик был воплощением импульсивности. Мог ни с того ни с него заорать так, что стекла почти лопались! Видимо, его это изрядно забавляло. Учил он гениально, но боялись его больше всех, так как никогда не знали, чего от него можно ожидать.

Обучение организовано совершенно иначе, нежели в российских школах. Начнем с того, что там нет никаких классов и никакого общего расписания. Есть дети одного возраста и есть предметы, которые они выбирают для изучения. Каждый ученик в начале года получает индивидуальное расписание, и если сильно повезет, есть шанс, что на одном из предметов он пересечется со своим знакомым.

Не менее интересная особенность обучения в Eastbourne College — разделение на сеты. Сеты — это те же классы, только в рамках одной дисциплины. Чаще всего понятие сет относится к обязательным предметам, таким, как математика, английский, химия, физика, биология. Всего их 10. В первом сете сидят самые умные дети, а чем дальше, тем... Ну, вы поняли. Делается это для того, чтобы уравнять состав, и чтобы учителю было проще подбирать материал урока под общий интеллектуальный уровень детей и их успеваемость. Чтобы поступить в колледж, необходимо сдать тест, по результатам которого происходит распределение по сетам. Каждый месяц сдается тест для промежуточной аттестации, по результатам которого учеников либо переводят в класс «поумнее», либо наоборот. Но вероятнее всего остаться на прежнем месте. Так что состав сетов тоже непостоянен.

Вас наверняка волнует вопрос, как обстоят дела с пониманием всех этих уравнений и ковалентных связей, когда английский, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Врать не буду, первый месяц был адом! Я понимала по минимуму, хотя по результатам экзаменов попала в очень неплохие сеты (все в пределах трёх). Особенно тяжело мне давались науки, которые, будучи и без того непростыми предметами, еще и объяснялись на английском. Но не я одна, и именно для таких новеньких иностранцев в Eastbourne College была организован курс EAL ( английский для иностранцев). Длится он около полугода, до тех пор, пока иностранец не почувствует себя в английской среде как рыба в воде (во всех смыслах и, преимущественно, в языковом).

Со временем стало гораздо проще воспринимать на слух английскую речь и отвечать. И вообще, время и правда лечит. Уже через пару недель у меня появились друзья, я перестала плутать в коридорах и была в состоянии изъясниться на английском в любой ситуации. После второго урока мы радостно бегали на кухню мазать тосты шоколадом и болтать на траве, а вечером вместе делали домашку.

Про военные сборы

Я, как минимум, вас заинтригую, если скажу, что в Eastbourne College я ухитрилась послужить в армии! Знали бы вы как заинтригована была я. Точнее не так. Я была в ужасе!

До приезда я была осведомлена практически обо всем, что ждало меня в новой школе, кроме этого. В первый день всем новичкам из Year 10 раздали анкеты, где нужно было поставить галку напротив чего-то совершенно непонятного для меня. Но вот это-то как раз было для меня не новостью, и я просто тикнула там, где нашла знакомые слова. Выбор пал на AirForce. Я забыла об этом в ту же секунду, но не тут-то было в первый понедельник.

С утра нам раздали какие-то комплекты с формой, куда входили брюки, рубашка, свитер и галстук. Я была в полном недоумении и несколько раз спросила девочек. Было бы здорово, если бы я четко поняла, что мне отвечали. Я поняла только army service, но это показалась мне ерундой. Думала, меня опять подводит английский, ну, какая тут в самом деле может быть армия.

И вот (как бы вам передать уровень моего шока) в первый понедельник октября, когда после уроков девочки начали надевать на себя эту форму и просто неистово торопиться на центральный газон на построение. Я не понимала ничего, и просто сделала так же как все. Только с дресс кодом чуть недотянула. Мной и так были недоволыны, потому что я сглупила и опоздала. Так еще и оправили переодеваться. Кто же знал, что под свитер нужна рубашка, а спортивные кроссовки и подавно не годятся! Я снова чувствовала себя дурой.

Оказалось, что каждый понедельник для Year 10 была предусмотрена а-ля армейская служба. Можно было выбрать пехоту (самая многочисленная группа), мореходку или воздушные силы. Ну, что выбрала я, вы уже знаете. Сначала нас всех вместе выстраивали на центральном поле, и главнокомандующий ходил вдоль рядов и орал как Майор Пейн (честное слово не хуже!), видимо, для антуража. И упаси тебя господь не догладить брюки...

Мы выполняли боевые задания, учились стрелять в тире. Я была практически единственной девочкой, да еще и иностранкой, плохо понимавшей приказы. Меня звали beef. Все как в армии. «Чуть сейчас война, ты, Биф, будешь первой!». Мягко говоря, это было необычно. Но вы представьте, они и этому учат!

В конце ноября каждая дивизия выезжала на самые настоящие военные сборы. Мы ездили на 3 дня на базу ВС. Там не ловила связь и не было отопления. Помню, как мы спали под двумя одеялами во всей одежде, которая у нас была. Там мы маршировали, делали марш броски и, главное, ездили на тренировочную базу ВДВ. Мальчишки считали меня никчемной, но вот канаты, веревочные лестницы и высокие препятствия были моей стезей! Как у всех этих неуклюжих пацанов, неспособных подняться выше пятой ступеньки, порывались рты, когда я единственная прошла всю полосу препятствий!.

Продолжение следует...

Теги: Англия