Главные изменения в образовании за рубежом. Последствия пандемии

3 марта 2021

Наша отрасль по праву может считаться одной из самых пострадавших от вируса, который студенты медвузов изучали ещё 50 лет назад.

Но, как говорится, сейчас не о том, кто виноват.

Закрытые границы не просто разрушили планы многих людей на учёбу и отдых. Всех, кто в той или иной степени относит себя к сфере международного образования, ограничения поставили перед необходимостью временно, но кардинально изменить формат своей работы, перспективные планы развития, принимать кардинальные стратегические решения для возможности продолжать предоставлять образовательные услуги.

Главным словом в образовании стало слово «дистанционка», отношение к которому теперь, спустя год, продолжает быть неоднозначным.

Теперь, когда мы ясно видим свет в конце тоннеля и постепенно возвращаемся к нормальному ритму работы, можно говорить о том, какие изменения произошли, какие ещё будут происходить, как в моменте извлечь пользу из ситуации, что останется с нами надолго, а что мы постараемся скорее забыть, как страшный сон.

Пойдём по тем направлениям, которые являются для нас главными.

1. Среднее образование за рубежом

Одно из самых пострадавших направлений. Переведённые на дистанционку дети вынуждены были не только вместо всех неоспоримых благ пребывания в частных школах Англии, США, Швейцарии, Канады и других стран сидеть сутками у себя дома за компьютером, ведя неравный бой с глюками зума и безмерной скукой монотонности онлайн-обучения (которое не всегда было онлайн и не всегда обучением). Базовая потребность личности — живые социальные контакты с друзьями, педагогами, спортивными тренерами — не могла быть удовлетворена. Изоляция, которая была обычным наказанием за плохое поведение, стала участью всех детей на долгое время.

Как извлечь пользу из ситуации? Скидку от школы Вы получите вряд ли, особенно если это рейтинговая школа, а вот шанс поступить в школу, где с Вашими оценками ещё год назад ничего не «светило», вполне можно, так что этой возможностью грех не воспользоваться.

Есть ли среди наших родителей хоть одна семья, которая сказала бы «Онлайн — это здорово, мы бы хотели, чтобы такой формат обучения остался навсегда»? Ни одного.

Приживётся ли онлайн в среднем образовании? Да, но исключительно для выпускных классов, и выбор таких программ всегда будет связан не с тем, что они лучше обычных, скорее, это будет некий компромисс, желание в той или иной мере сэкономить либо время, либо финансовые средства, либо и то, и другое одновременно. Т.е. фактически речь будет идти о нашем следующем направлении -

2. Подготовка к университету

Поскольку такие программы обычно предназначены для выпускников школ либо абитуриентов, и рассчитаны на срок не более года, перспективы успешного развития этого направления в формате онлайн выглядят наиболее реалистично.

Ещё задолго до ковида стали появляться экспресс- и онлайн-курсы обучения по таким академическим программам, как американская High School и британский Foundation. Этим небольшим по объёму, достаточно компактным и унифицированным программам легче всего было перейти на режим онлайн. К тому же самостоятельному освоению учебного материала в этих программах всегда отводилась значительная часть времени. В онлайн-версиях подготовительных программ лекции идут в записи, и их можно изучать в удобное для каждого студента время, а для живого общения с преподавателем предусмотрены регулярные онлайн-сессии.

Конечно, одним из самых важных моментов подготовительной программы является возможность погружения в языковую среду, возможность пользоваться библиотекой и лабораториями учебных заведений, а также приобретения навыков работы в аудитории по правилам, которые приняты в этой стране и которые отличаются от наших. Да и в конце концов, не для того ребёнок всё детство грезил учёбой в Европе или в Америке, чтобы видеть из окна Саратов, поэтому, мы думаем, формат онлайн всё-таки не станет преобладающим на таких программах.

Кому в первую очередь подойдёт онлайн? Если учёбу на подготовительной программе нужно совместить с другими текущими делами (доучиться в средней школе, на профессиональных или языковых курсах, участие в стажировках, проектах, стартапах и т.д.). Другой довод — экономия средств. Всё-таки год учёбы за рубежом — это достаточно затратно, и если есть необходимость сэкономить, то, возможно, подготовительный курс — это как раз подходящий для этого этап. Оговоримся — если только это не скажется на дальнейших планах по поступлению в вуз, что напрямую зависит от того, насколько качественной и эффективной будет онлайн программа. Как это узнать? Обращайтесь, мы расскажем!

3. Высшее образование

Как и в средних школах, когда в марте 2020 года объявили карантин, и не было понятно, как долго он продлится, стало ясно, что вузы вынуждены будут найти способ продолжить учёбу. Это стало настоящим испытанием как для университетов и преподавателей, так и для студентов.
Необходимо было полностью реорганизовать процессы проверки знаний, а также решать вопросы с обучением по тем специальностям, по которым онлайн, казалось бы, априори невозможен (медицина, естественные науки с использованием лабораторий, творческие и многие другие). Студенты и преподаватели столкнулись не только с техническими проблемами, для многих многодневное монотонное сидение за компьютером в четырех стенах стало серьёзной психической проблемой. Стоит упомянуть тот факт, что онлайн — обучение в силу технических особенностей занимает гораздо больше времени, чем обычное, вместо 3-4 часов учёба растягивается на целый день. Кроме того, снизилось качество самого преподавания, что отразилось на знаниях и на успеваемости. Этот фактор вызвал цепную реакцию: снижение требований — снижение уровня знаний студентов — выпуск менее квалифицированных специалистов — ухудшение индекса карьерной успешности.

Плюсы пандемии для поступающих сейчас

Но так далеко, в карьерные перспективы, нынешние абитуриенты вряд ли заглядывают, да и с пандемией поделать ничего не могут. А вот воспользоваться теми послаблениями во вступительных требованиях, на которые сейчас вынуждены идти вузы, будущие студенты вполне могут.

Во-первых, снизилось общее число поступающих, а значит, Ваши шансы поступить в заветный вуз значительно возросли.
Во-вторых, дополнительный шанс получили те, кто долго сомневался и пропустил все дедлайны. Многие вузы перенесли дедлайны на более поздний срок.
В-третьих, в связи с запретом на массовые мероприятия, некоторые университеты отменили вступительные испытания, да и сам процесс подачи заявки значительно упростился, в том числе гораздо проще стало подать заявку на стипендию.

Следует, однако, учесть, что ситуация в разных странах складывается неодинаково. Ужесточение мер по пересечению границ в США, Канаде, Австралии, привело к тому, что количество студентов в Великобритании, напротив, увеличилось по сравнению с предыдущим годом.

Будет ли высшее образование переходить на онлайн?

Несмотря на все очевидные минусы, приверженцы получать образование сидя дома на диване, конечно же, будут, поэтому для желающих учиться в таком формате мы всегда сможем подобрать учебное заведение. По большей части это будет относиться к небольшим коммерческим вузам, очень вряд ли в ближайшее время такой формат появится в государственных вузах любой страны, и тем более маловероятно, что такое обучение будет бесплатным.

А вот сэкономить получится, онлайн будет дешевле обычного режима учёбы, это несомненно.

Что касается качества обучения онлайн по сравнению с оффлайн — вопрос весьма спорный, ибо качественно организованная онлайн-учёба конечно же будет эффективнее некачественной оффлайн.

4. Языковые школы для молодежи и взрослых

Несмотря на кажущийся рост популярности изучения языков онлайн, такой формат скорее составит конкуренцию «живым» репетиторам. Всё-таки поездка на 2-4 недели в страну изучаемого языка — это классный опыт не только погружения в язык, это эмоции, впечатления, встречи, живое общение со студентами из других стран, а главное, что отмечают многие наши студенты — ничто другое не даёт такого эффекта, такого рывка в овладении языком, в снятии барьера в живом общении. Безусловно, некоторые школы, особенно сетевые, наверняка сохранят формат онлайн, но он чаще будет использоваться как дополнение к обычному (забронируй три недели обучения и получи предварительную неделю онлайн со скидкой 30% — что-то в этом роде)

Как извлечь пользу из ситуации? В целом в 2021-2022 годах отрасль ожидает эффект отложенного спроса, и всё-таки, мы предполагаем, это будут сезоны самых невероятных скидок, и воспользоваться этим обязательно стоит, тем более все так засиделись дома.

5. Летние лагеря для детей

Это самая пострадавшая отрасль, и именно ей не грозит никакой переход в онлайн. Лета 2020 попросту не было для этой сферы. Запустить интересные онлайн-курсы кому-то удалось, но в целом, как и в среднем образовании, детям нужна реальность, отнюдь не виртуальная, не экран монитора, а бегать, прыгать, визжать, заниматься спортом, ездить на экскурсии, дружить и ссориться — жить.

Как извлечь пользу из ситуации? Дети и так потеряли целый год, так и детство пройдёт, не ждите, воспользуйтесь скидками, и пусть дети поедут на каникулы учить язык. Вряд ли в этом году будет США, но вот Великобритания, Швейцария, Ирландия, Канада, Кипр и Мальта уже вовсю бронируют лето.

Что в целом ожидается в отрасли международного образования в ближайшие годы?

Вероятнее всего, никаких глобальных изменений, которые бы заметили учащиеся и их родители, не произойдёт. Это, скорее, почувствуем мы. В условиях ужесточившейся конкуренции будет расти качество, что для нас с Вами будет положительной динамикой. Определённые естественные процессы получат временное ускорение: закроются те, кто давно планировал это сделать, небольшие школы присоединятся к крупным сетям. Внутри самих учебных заведений могут произойти определённые процессы реорганизации, которые помогут им стать лучше.

Вузы ждут внутренние изменения из-за временного снижения количества иностранных студентов, а нас — политика смягчения вступительных требований; какие-то малоизвестные коммерческие вузы могут закрыться или перепрофилироваться. Также вузы наверняка постараются использовать тот положительный опыт, который всё-таки в какой-то степени удалось приобрести в процессе учёбы онлайн с целью оптимизации.