Дистанционное обучение: за и против
Поговорим об эффективности онлайн обучения, прогнозах и перспективах.
Сейчас мир разделился на тех, кто за дистанционку, и тех, кто против. Займём нейтральную позицию (т.е. попытаемся скрыть собственное мнение) и просто перечислим доводы каждой стороны.
ЗА |
ПРОТИВ |
---|---|
Это прогрессивно (мы живем в эпоху инноваций, и все аспекты жизни неизбежно подвергаются естественной трансформации) |
Это неэффективно (часть информации упускается, часть усваивается неверно, оценка реальных знаний невозможна) |
Это дешево (помимо средств на учёбу в значительной степени сокращаются расходы на одежду и транспорт) |
Ведёт к умственной и социальной деградации, (экран монитора не способен заменить живое общение, люди впадают в практически полную зависимость от виртуального пространства, объем получаемых знаний значительно сокращается) |
Это удобно (не нужно рано вставать и вообще вставать, приводить себя в порядок, можно есть во время лекции) |
Это скучно (полная оторванность от общества, нет никаких событий в жизни, простых человеческих желаний, стремлений и переживаний, даже одежда нужна в гораздо меньшем количестве) |
Это ограждает от стрессов (никакого реального взаимодействия с возможными источниками стресса — трамвайные хамы, одноклассники, гардеробщицы) |
Это является источником стресса (слабый интернет, трудность в усвоении информации в отсутствие живого общения и полноценной обратной связи с преподавателем, когда он по выражению глаз учеников понимает, поняли они или нет) |
Это безопасно (сидим дома, не ловим вирусы) |
Это опасно для здоровья (малоподвижность) |
Мы не будем вступать в бессмысленную дискуссию на тему «кто прав?», а просто примем появление в нашей жизни дистанционки как данность и попытаемся разобраться, что нам с ней делать.
1. Насколько это прогрессивно и эффективно?
К вопросу об инновациях — идея дистанционного обучения не так уж нова. Историки расскажут нам о том, что домашнее обучение по учебникам, присланным по почте, практиковалось ещё в 18 веке, а мы сами вспомним те далёкие времена, когда некоторые из нас вынуждены были учиться дома из-за отсутствия программы «Доступная среда».
Справедливости ради вспомним и о том, что заочно полученное образование всегда котировалось ниже очного.
В последние годы онлайн обучение всё больше было на слуху, но в силу непопулярности мы мало уделяли ему внимания.
А тут вот пришлось, внезапно и всем сразу.
Новое всегда пробивает себе дорогу с трудом, а уж если оно сделано из рук вон плохо...
Это я о весне 2020 в школах и вузах.
Неудивительно, что сейчас перспектива заниматься в летнем он-лайн лагере или поступления на программу он-лайн в университет многими сначала воспринимается в штыки.
... А потом нам перезванивают и начинают задавать вопросы.
Итак, в каких случаях дистанционка — это хорошо?
— Это может быть хорошо, если это временно (если бушует вирус и выхода нет, то уж лучше учиться дистанционно, чем никак)
— Это может быть хорошо, если создатели не пожалели времени и средств (мы получаем прекрасные отклики от некоторых наших учащихся о том, как круто организовано онлайн обучение в школах и вузах за рубежом. Это те учебные заведения, где элементы дистанционного обучения давно внедрены в практику).
— Это может быть хорошо, но не на всех ступенях и направлениях обучения. Как единственный вид обучения дистанционка однозначно не подходит детям, а также по всем направлениям средне-специального и высшего образования, где специальность подразумевает не только умственный труд за монитором компьютера. Ничему дистанционно не научится будущий хирург, музыкант и сантехник.
— Это может быть хорошо, но не всем подходит.
Во-первых, нужно быть в высшей степени самоорганизованным человеком, чтобы проходить дистанционное обучение со 100%-ным вниманием.
Во-вторых, нужно обладать высоким интеллектом в том случае, если при изучении нового материала отсутствует возможность переспросить, задать вопрос. Просто внимательно слушать ещё вовсе не значит верно понять и усвоить.
В-третьих, это очень скучно для тех, кто любит так называемую «движуху»: утром куда-то пойти-поехать, встретиться с друзьями, обсудить последние новости, увидеть у друга новые кроссовки и захотеть себе такие же... А это что за новый мальчик?.. А что это за стройка в переулке? Что там будет? А давайте уже репетировать последний звонок?..
А кому-то наоборот выключите это всё, моя социальная батарея села и в подзарядке что-то совсем никак не нуждается...
Вот! Это скорее всего наш клиент! Ему можно рассказать и про то, как это дешево, удобно, прогрессивно и вообще никаких вирусовJ
2. Прогноз на выживаемость дистанционки.
Вопрос, приживётся ли дистанционка, не стоит в принципе. Она уже вошла в нашу жизнь, правда, не так постепенно, как фриланс (парадайз любителей лежания на диване в растянутых пижамах), а открыв дверь ногой и насмерть перепугав любительниц поцокать каблучками, похвастаться обновками и свежим маникюром.
Как всегда будут те, кто выбирают между Нью-Йорком и Лондоном, так и всегда будут те, кому нужно и учиться, и экономить при этом (время, деньги или всё сразу), или совмещать работу и учёбу.
Как бы пафосно это ни звучало, но благодаря возможности дистанционного обучения мы можем расширить и спектр наших предложений, и потенциальный спрос.
Другой вопрос, каких именно программ это коснётся, ведь далеко не всё из того, что мы предлагаем, можно получить дистанционно.
В первую очередь, вряд ли канет в Лету то, что давно и прочно заняло свою нишу в образовательном секторе — это языковые курсы он-лайн для взрослых, включая долгосрочные подготовительные курсы для тех, кто планирует поступать в вуз.
Кому подойдут такие курсы, а кому они категорически противопоказаны?
Звоните, будем разбираться.
Наверняка сохранится что-то и для детей, особенно в круглогодичном формате.
А вот летние лагеря — онлайн, скорее всего, станут частью истории, вместе с подвижными играми, квестами и имаджинариумами в пределах видимости монитора.
В подавляющем большинстве не приживется полностью дистанционка в средних школах, хотя некоторые её элементы обязательно будут взяты на вооружение, но лишь в качестве приятных инновационных добавок к урокам в обычном классе.
Что касается высшего образования, то здесь перспективы он-лайн обучения гораздо шире.
Связано это в первую очередь со стремлением некоторых учебных заведений к инновационным экспериментам (например, в то время как большинство учебных заведений замерли в тайной надежде осенью начать нормальную учёбу, Кембридж уже объявил о том, что
А во-вторую — это хороший шанс для многих вузов в условиях высочайшей конкуренции предложить то, что будет пользоваться большим спросом — более дешевый формат обучения. Предложений таких будет много, а как найти оптимальное по соотношению цены и качества, мы Вам обязательно подскажем.
И в завершение не могу не сказать: поверьте, все, для кого учить и учиться — радость, стремление и удовольствие, очень ждут, когда снова смогут увидеться в самых обычных классах и аудиториях, преподаватели видеть интерес и понимание в глазах учеников, поднятую руку и взгляд в конспект соседа, вопрос после звонка, кофе после занятий, соревнования на физкультуре и всё то, что вбирает в себя понятие полноценная учёба и жизнь.