Получить высшее образование в США — значит не только получить самое качественное образование, но и самые широкие возможности для будущего.
Именно поэтому учёба в США считается престижным для выходца из любой страны мира.
Американские вузы дают лучшее высшее образование в мире
Приведём лишь некоторые факты в пользу этого утверждения:
1. В любом рейтинге вузы США не только занимают большинство верхних строчек. Ни одна другая страна не в силах тягаться с США по количеству университетов, входящих в топ-200.
2. В университетах США работает и преподает 75% всех ныне живущих Нобелевских лауреатов.
3. Конкурентная среда. Один из важнейших определяющих факторов образовательной среды в США: университеты соревнуются в рейтинге, борются за лучших студентов, профессора — в качестве научных публикаций, значимости научных открытий и технических изобретений, студенты соревнуются за лучшие оценки и стипендии. Это способствует качественному развитию вуза, росту его престижа и признания среди студентов, профессоров и крупных компаний, участвующих в финансировании вуза. Вот почему на долю американских вузов приходится большая часть фундаментальных исследований и огромное финансирование.
4. Мультикультурная среда. В США обучается более миллиона иностранных студентов. В некоторых университетах иностранцы составляют чуть ли не половину от общего числа учащихся. Интернациональная среда характерна в том числе и для профессорско-преподавательского состава.
5. Гибкие учебные программы. Американские университеты делают упор на подготовку профессионалов в конкретной области, предлагая студентам самостоятельно составлять свое расписание, подбирая дисциплины в соответствии со своими интересами. На первом курсе выбор предметов осуществляется исходя из собственных интересов студента и дальнейшей специализации. В течение первых двух лет студенты осваивают широкий спектр дисциплин. И лишь к третьему курсу специализация становится узконаправленной, в соответствии с будущей профессией. Также студенту предоставляется возможность, помимо основных квалификаций (majors), получить дополнительные (minors).
6. Научная основа обучения. США лидирует в научно-исследовательских разработках, центром которых являются университеты. В науку привлекаются многомиллиардные инвестиции. Именно поэтому американские вузы являются центром притяжения для многих ученых мира, а студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность. При этом высоко ценятся креативность и нестандартное мышление.
7. Научно — прикладной характер обучения. Между обучением и наукой в университетах США существует неразрывная связь. Одно из главных преимуществ американских университетов — мощная научно-техническая база с новейшими лабораториями и передовым техническим оборудованием. Это обеспечивает проведение фундаментальных исследований во время обучения, совмещенное с высоким уровнем технологичности, на самом продвинутом уровне. Многие преподаватели являются известными учеными, которые совмещают основной вид деятельности с проведением занятий. На специальностях, связанных с экономикой, бизнесом, социологией, распространен метод case study, когда студентам предлагают решить реальную экономическую или социальную проблему из жизни.
8. Большие возможности для занятий спортом и участия в различных студенческих объединениях. Каждый крупный рейтинговый университет располагает мощной спортивной базой. Это касается и инфраструктуры (стадионы, поля, площадки, бассейны, крытые спортзалы — всё это есть на кампусе университетов, и притом отличного качества), и университетской спортивной сборной. Не секрет, что желая заполучить, например, титулованного пловца или баскетболиста, приёмная комиссия университета готова закрыть глаза на откровенно слабую успеваемость абитуриента.
Студенческие объединения, количество которых порой составляет несколько сотен, позволяет студентам реализовывать свои амбиции и таланты в самых разных направлениях, от танцев и живописи до участия в политических движениях и научных исследованиях.
9. Бытовой комфорт. Университеты США в общем и целом обладают рядом характерных особенностей: это, как правило, достаточно крупный университетский городок (кампус) со своей мощной инфраструктурой (учебный корпуса, библиотеки, научные центры, магазины, больницы, кафе, стадионы, салоны красоты и фитнес-центры). Здесь же располагаются студенческие общежития. И всё это, как правило, очень комфортное, современное, регулярно обновляемое. Здесь всё сделано с размахом и с мыслью о комфорте и внедрении новейших разработок, а не об экономии пространства и средств, как в некоторых европейских вузах.
10. Широкий выбор. Зная, в какой области предстоит получить образование, в США абитуриент может выбирать из огромного множества вариантов, чтобы получить высшее образование. Это и географический разброс (тот или иной штат, крупный мегаполис или тихий городок), и ценовой, и профильный.
11. Статусность и элитарность. Один из самых известных американских вузов, Гарвард, был основан еще в 17 веке. Из него вышли восемь президентов США, богатейшие люди в мире, учились и работали многочисленные нобелевские лауреаты из различных областей знаний. Другие университеты Америки также занимают верхние строчки мировых рейтингов: Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Принстон, Йелль и многие другие. Вероятно, самая известная группа университетов в Америке или даже во всем мире — Лига Плюща — была основана как объединение спортивных команд из восьми частных вузов, расположенных на северо-востоке США. Члены Лиги характеризуются исключительным качеством образования, высочайшей конкуренцией при поступлении и общепризнанной элитарностью.
12. Гарантия стремительного карьерного роста. Основополагающим принципом обучения в вузах США является ориентация на подготовку к реальной жизни и работе. Не только диплом престижного вуза, но и полученные практические знания и навыки позволяют не только быстро трудоустроиться, но и добиться впечатляющих профессиональных достижений. Быстрый карьерный рост — неизбежное следствие такого успеха. Средства, затраченные на получение образования, компенсируются достаточно быстро. Неудивительно, что для большинства иностранных студентов США является выбором № 1.
Особенности системы высшего образования в США
1. Вузы США в своём названии могут иметь слова College или University. Зачастую в официальных названиях используются оба наименования. Чаще всего это объясняется рядом исторических причин, но как правило Universities крупнее, а также кроме бакалавриата, предлагают магистратуру и докторантуру. Некоторые университеты, ведущие большую научно-исследовательскую деятельность, сохраняют название College.
Что касается собственно колледжей, то это, как правило, вузы более прикладной направленности. Двухгодичные колледжи (two-year / community / junior / technical / city colleges) обеспечивают профессиональное (продолженное) образование. Студенты получают сертификаты, дипломы и степени ассоциата (associate’s degrees), которая уже позволяет выпускнику трудоустроиться по специальности.
Четырехгодичные колледжи (four-year / liberal arts colleges) осуществляют обучение по программам бакалавриата (bachelor’s, associate’s).
Обычно образование в университете на уровне бакалавриата считается более качественным и престижным, чем в колледже. Если же сравнивать four-year colleges и universities в Америке, то оба типа вузов дают одинаково качественное образование в академическом плане. При этом у каждого есть свои плюсы и минусы. Университет предлагает более широкий выбор образовательных программ и факультативных курсов, в то время как колледж, ввиду своего размера, обеспечивает занятия в небольших группах и более индивидуальный подход преподавателей. Поэтому, стремясь получить более высокую квалификацию, большинство выпускников двухгодичных колледжей предпочитают продолжить обучение на 3 курсе бакалавриата в четырехгодичных учебных заведениях, куда они могут быть зачислены по партнерским соглашениям.
Такая схема получения степени бакалавра становится все более популярной по нескольким причинам. Во-первых, это значительная экономия денег (первые два года обучения в community college обойдутся гораздо дешевле, чем в four-year college). Во-вторых, при поступлении на третий курс студент избегает конкурсного отбора, как это было бы при поступлении на 1 курс четырехгодичного колледжа или университета.
2. Государственные и частные вузы.
В США насчитывается свыше 4.5 тысяч высших учебных заведений. Большинство из них частные. Государственные университеты — это в основном крупные учебные заведения с серьезной научно-исследовательской базой. В то же время частные вузы нисколько не уступают по качеству образования, а порой даже превосходят. К частным университетам относятся Стенфорд, Гарвард, Принстон, Массачусетский технологический институт, Йелль и др.
И те, и другие являются платными, но в частных вузах учёба стоит дороже, поскольку они целиком находятся на самофинансировании, хотя и могут получать часть федерального и коммерческого финансирования на научные исследования
Фактически не имеет значения, частный вуз или государственный, это не более чем вопрос организационно-правовой формы. Гораздо важнее такие факторы, как материально-техническая база, оснащённость вуза, достижения выпускников, место в рейтинге, набор специальностей, географическое положение, количество студентов, качество профессорско-преподавательского состава, качество лекций и т.п.
Для иностранных студентов учеба в Америке будет платной и в частном вузе, и в государственном.
3. Единых образовательных стандартов в стране и отдельных штатах нет, поэтому каждый вуз устанавливает свои правила. В частности, нет фиксированной продолжительности обучения. Чтобы получить диплом о высшем образовании студенту необходимо набрать определённое каждым конкретным вузом число «кредитов» (грубо говоря, количество посещённых лекций, практикумов, и сданных по ним зачётов) по определенным дисциплинам. Таким образом, студенты имеют возможность обучаться в комфортном для себя темпе. К примеру. Количество кредитов в год может варьироваться от 8 до
Поступление: как выбрать вуз и как поступить?
Начнём с того, как правильно выбрать вуз. Причём не один, а хотя бы
Если Вы планируете получать редкую профессию, то выбор практически ограничится подбором тех университетов, где есть нужная Вам специальность.
А если это достаточно распространенное направление (скажем, экономика или инжиниринг)?
Принципы отбора могут быть самые разные, всё зависит от конкретного человека и ситуации.
Кому-то важно учиться в крупном городе, кому-то — на большом кампусе. Важно понимать, что собой представляет кампус, как он удалён от крупного города, сколько студентов там учится и т.п.
Кто-то ищет конкретное содержание обучения по важным профильным предметам, кому-то важно наличие определённого технического оснащения лаборатории. В этом случае очень полезно найти в соцсетях студенческое сообщество нужного Вам вуза и факультета, где студенты университетов охотно ответят на Ваши вопросы.
Кто-то хочет только в Массачусетс, а кто-то — только в тёплые штаты.
Кому-то важен сам процесс, просто факт того, что он поступил в американский вуз, неважно, в какой и на какой факультет, а кто-то нацелен исключительно на результат — овладеть определёнными знаниями и получить определённую профессию.
Отбор также может быть обусловлен рейтингом вуза и стоимостью обучения. Необходимо точно представлять, на университет какого именно уровня Вы можете претендовать, исходя из академических успехов, месте предыдущего обучения, уровня знания английского языка.
Насколько важен рейтинг и какая от него польза?
Во-первых, по местоположению вуза в рейтинге можно более-менее примерно получить представление о престижности вуза.
Во-вторых, чем выше положение вуза в рейтинге, тем труднее в него поступить, тем выше стоимость обучения и тем выше вероятность получить престижную работу по окончании университета.
Если разница в позициях вузов существенная, можно смело судить о том, какой вуз престижнее и куда поступить сложнее.
И всё-таки реальное качество обучения по конкретной специальности не зависит напрямую от рейтинга, так как рейтинг — это суммарное выражение целого комплекса факторов, начиная от проходного балла и заканчивая вычислением индекса счастья студентов.
Вполне возможно, что какой-нибудь сравнительно новый университет, ещё не пробившийся в рейтинге, добился в обучении нужной Вам специальности гораздо больших успехов, чем его поросший мхом «коллега».
Кроме того, для многих университетов характерна профильная направленность. Скажем, вряд ли в Массачусетском технологическом имеет смысл изучать гуманитарные дисциплины, а в Гарварде — технические.
Поэтому ориентироваться при выборе вуза исключительно на рейтинг всё же не стоит.
Когда начинается процесс поступления?
Приём документов на следующий год обычно завершается в конце декабря — начале января.
Если цель — поступить в самые престижные университеты, то заявку следует отправить в сентябре — октябре.
К этому моменту должны быть заполнены аппликационные формы, написано эссе, подготовлены рекомендательные письма, сдан TOEFL, в некоторых случаях — SAT.
Процесс подготовки в среднем занимает около года, на одно только качественно написанное эссе уходит месяца четыре.
Что особенно важно для успешного поступления?
Очень сильными должны быть академическая часть заявки (оценки в аттестате и баллы за экзамены), а также эссе и рекомендации. Эссе — чрезвычайно важный элемент.
Зачастую «правильное» эссе может частично компенсировать недостаточно высокие академические показатели. Конечно, с четвёрками вы в Принстон не поступите, но обойти конкурентов с такими же баллами, как Ваши, вполне реально.