Швейцарское качество. Школы гостиничного хозяйства раскрывают секреты

26 августа 2020

Швейцария — одна из самых успешных и одновременно одна из самых загадочных и закрытых стран Европы.

Находясь в равных «весовых категориях» с такими финансовыми центрами мира, как Лондон, Нью-Йорк и Сингапур, более чем скромный Цюрих вовсе не стремится к афишированию своих богатств. С виду никогда не скажешь, что именно здесь ежедневно заключается чуть ли не половина всех деловых сделок мира. Ни дворцов, ни небоскрёбов, ни загородных особняков.

Так же скромно работают швейцарские ювелиры, часовые компании, сыроварни и шоколадные концерны. Ещё скромнее функционируют знаменитые швейцарские банки.

И делиться своими профессиональными секретами швейцарцы не торопятся.

Можно сколько угодно стремиться поступить в местный вуз с целью стать гениальным финансистом, часовщиком или сыроваром. В отличие от США и Англии, высшее образование в Швейцарии не является значимой экономической сферой. Банкирами и часовщиками здесь становятся не благодаря знаниям, полученным в местных или зарубежных вузах, а благодаря степени причастности к семейному бизнесу.

Единственное направление в высшем образовании, в котором швейцарцы с удовольствием делятся своими профессиональными секретами — это гостиничное хозяйство. И делают они это лучше всех в мире (впрочем, как и часы, и сыр, и шоколад).

Какие бы университеты мира ни предлагали обучение по программе Hospitality Management, ни один из них не в силах соперничать со швейцарцами, которые скромно именуют свои институты «школами».

Пройдя курс обучения в швейцарской школе гостиничного хозяйства, её выпускники уверенно обходят всех конкурентов в погоне за позицией в лучших отелях и ресторанах мира.

Глядя на коров, мирно пасущихся в долинах швейцарских Альп, трудно предположить, что неподалёку, на холме, в административном отделе гостиничного вуза, рождаются новейшие передовые программы по внедрению digital-технологий в сферу туризма, которые существенно расширят грани возможностей отрасли в самое ближайшее время.

Как это работает?

Если раньше основным принципом обучения в школах гостиничного хозяйства был уровень сервиса в самом отеле или ресторане (т.е. главным было удовлетворить клиентов), то теперь ведущая роль отводится умению заполучить гостей, и только потом доставить им максимальное удовольствие. Раньше путешественники предпочитали заранее бронировать отели, составлять списки «Must See» и «Must Do», тщательно и с трудом добывая нужную информацию. Сегодня социальные сети, мобильные предложения и вездесущий интернет заставляют компании бороться за клиентов, когда те уже отправились в путь. Например, авиакомпании создают приложения, через которое пассажиры могут знакомиться друг с другом на борту, искать попутчиков и получать рекомендации от сидящих рядом людей. Прогресс заставляет равняться на концепции в стиле airbnb.com, Uber и другие социальные сервисы. Люди хотят путешествовать с меньшими затратами, но с прежним комфортом.

Или такой пример: в последние годы значимость выездного туризма в Китае сложно переоценить. Поэтому, стараясь привлечь гостей из Азии, отели и рестораны переводят свои сайты на китайский язык, а в меню добавляются азиатские блюда. А жители мегаполисов устают от городского ритма и выбирают wild и eco туризм. Они хотят оказаться там, где еще никто не был (или почти никто). А, значит, в планах индустрии гостеприимства «завоевание» новых территорий.

Менеджеры компаний должны уметь адекватно реагировать на все изменения в потребностях клиентов, чтобы, что называется, «остаться в рынке», найдя способ удержать внимание клиентов с любым уровнем дохода. Именно подготовку таких специалистов швейцарские школы гостиничного хозяйства сегодня считают своей приоритетной задачей.

Традиционное швейцарское обучение гостиничному менеджменту строится по принципу полного погружения. Студенты не просто учатся и сдают экзамены — они проходят все этапы карьеры — от исполнителей до управленцев. Как правило, школы гостиничного хозяйства представляют собой полноценно функционирующий отель, где студенты одновременно и гости (так как живут в гостиничных номерах и обедают в ресторане отеля), и служащие отеля (каждый студент получает опыт работы на всех этапах — от горничной и официанта до сотрудника ресепшн, отделов маркетинга и бронирования) . Учебный план составлен таким образом, чтобы каждый блок теоретических занятий сменялся стажировкой, начиная с первого курса. В период стажировки студенты распределяются на работу в самые престижные отели, рестораны и другие компании по обслуживанию путешественников Каждая стажировка — это новая ступень умений, новый отель или ресторан, новый город, страна или даже континент, новая позиция в компании.

Свободное ориентирование в таких областях, как финансы, управление недвижимостью, HR, маркетинг, планирование и стратегическое развитие, дают возможность выпускникам сразу претендовать на позиции топ-менеджеров. Статистика вузов говорит о том, что 98 % выпускников школ решают вопрос успешного трудоустройства сразу после получения диплома. Такие сети, как Mariott, Hilton, Ritz, Four Seasons, Radisson и др. стараются не упустить таких кандидатов, даже если на данный моменту них нет открытых вакансий.

Как бы ни старались вузы в других странах составить конкуренцию швейцарцам, с этой задачей они пока не справляются.

Если посмотреть на рейтинги вузов по конкретным специальностям (IT, инжениринг, микробиология, экономика, право), мы не увидим в топе ни одного швейцарского вуза. Но если Ваш выбор — гостиничное хозяйство, и самое лучшее, то выбор страны очевиден.

Почему больше никто так не может? Ещё один швейцарский секрет...