Часть I.
Предыстория
В жизни родители предпринимали не одну попытку довести мой английский до совершенства: в 5 лет мне заказали большой комплект с дисками и кассетами, который я, кажется, даже не распаковала. В 8 лет мама делала со мной домашнее задание, упорно перечитывая тексты по 5 раз, дабы поставить хоть сколько-нибудь приличное произношение; в пятом классе я начала ходить к репетитору, а в шестом впервые поехала в Англию на трёхнедельные языковые курсы, откуда привезла тонну фотографий, фенечек, сплетенных на handmadeshop после уроков, и горсть огорчений по поводу своего Elementary. Еще через год мама снова отправила меня на летние языковые курсы, и там мой Language Perfomance уже, безусловно, был не так плох, но все же не так хорош, как этого бы хотелось.
Все эти уроки, языковые курсы, практика общения с носителями — безусловно, полезный опыт, который продвигает знание языка: и грамматику, и лексику и в целом свободу в общении. Но всего этого недостаточно для того, чтобы действительно заговорить! Не просто уметь объяснить проблему или рассказать историю, а научиться не воспринимать язык как иностранный.
Мне исполнилось 14, и мой уровень языка достиг Intermediate, но стало совершенно очевидно: чтобы научиться плавать по-настоящему, нужно, чтобы тебя с катера выбросили в открытое море без нарукавников и уплыли. Жестко. Но, как говорят англичане, «desperate times call for desperate measures».
Примерно таким морем или desperate measure для меня стал Eastbourne College.
Я заканчивала седьмой класс, когда родители сообщили мне о своих намерениях отправить меня в boarding school в Великобританию. Для меня это стало настоящим шоком, ведь я едва говорила по-английски, к тому же меня, маленького ребенка, выросшего в небольшом подмосковном городке, приводили в абсолютный ужас мысли о чужой стране, огромном количестве новых людей, которые не говорят по-русски, неведомых мне законах и в целом о системе школы-интерната. Перспектива новой жизни казалась заманчивой, безусловно. Но как же сильно она вместе с тем пугала меня!
К сожалению или к счастью, в английскую школу-интернат нельзя поступить просто потому что «захотелось» и «можем себе позволить». Для зачисления нужно сдать два экзамена: по английскому языку и математике. Выполнение заданий по каждому из предметов не заняло у меня более трех часов, а уже через две недели на почту пришло письмо, начинавшееся с
Dear Margarita,
We are pleased to inform you...
...Я стояла на пороге новой жизни.
Сразу после такого письма мне приходил миллиард документов по всем школьным правилам: от кодекса Eastbourne College Student до примерного распорядка дня, списка вещей и расписания занятий. Все это захватило меня с первых минут настолько, что я на время перестала бояться. Я начала представлять, как обставлю свою комнату, буду носить школьную форму, познакомлюсь с новыми девочками, буду гулять на выходных по побережью и ходить к горному озеру играть в хоккей на траве.
Также вместе с письмом о зачислении пришел список обязательных и дополнительных дисциплин. К обязательным относились английский, математика, химия, физика, биология, ОБЖ, английский для иностранцев и спорт. Дополнительно необходимо было выбрать еще 3 предмета. Скажу честно, список весьма впечатлял: в нем был и греческий, и искусство народов мира, и живопись, и арфа, и технологические основы — и это далеко не все. Помню, сделала выбор в пользу немецкого, географии (меня удивило, что она не относилась к обязательным предметам) и драмы.
Я и сама не заметила, как в суете всех этих глобальных приготовлений пролетело лето, и настал тот самый долгожданный день вылета.
Напомню, мне 14, и я абсолютный ребенок, чей английский очень мягко говоря оставляет желать лучшего. Ребенок, который крайне редко вообще куда-либо вырывался из-под маминого крыла. И вот я сидела в салоне самолета и держала маму за руку, а сердце стучало просто с бешеной скоростью. В качестве приятного бонуса, способного хоть сколько-нибудь усмирить мои волнения, выступил шикарный трансфер, который мама заказала предварительно в опекунском агентстве.
Здесь следует уточнить, что Истбурн находится в двух часах езды от Хитроу, а еще мне было грустно, и вещей с собой на 4 месяца жизни. В общем, импозантный водитель «ягуара» со внешностью Джорджа Клуни, в костюме и с галстуком, пришелся очень кстати. До сих пор помню эти ощущения: мы в просторном салоне машины, водитель мило болтает с моей мамой (я практически ничего из их разговора не понимаю), а за окном сменяют друг друга туманные британские пейзажи. И в этот самый момент я как нельзя четко осознала, что мне предстоит. Слезы полились из глаз сами собой: мы было страшно одной, страшно без языка, страшно в незнакомой стране и еще 1000 таких страшно.
Уже через пару часов мы с мамой гуляли по солнечному городу на английском побережье, который мгновенно завоевал мое сердце. Величественные скалы и сияющие на солнце волны Ла-Манша, небольшой испанский ресторанчик с самой вкусной в моей жизни паэльей, оживленная центральная улица с магазинами и уличными верандами, вечно парящие в небе чайки и гудящий пирс!
Все казалось таким домашним и удивительным. Сюда не добралась энергетика LondonisacapitalofGreatBritain с его диким ритмом жизни. Здесь все было так уютно. Наверное, во многом именно это обусловило выбор школы.
Лиха беда начало!
Момент, когда я впервые увидела Eastbourne College, мне не забыть никогда! Он словно сошел с обложек журналов об образовании за рубежом: само здание чем-то напоминало Хогвартс, только стены были из красного кирпича, перед зданием раскинулся буквально блестящий на солнце газон и вокруг самые разные здания, которые поражали то своей стариной и первозданностью, то, напротив, ярким выражением архитектурного модерна. И цветы, повсюду были посажены цветы!
Я ясно помню, что в тот день мы пошли с мамой в местный магазин за школьной и спортивной формой, за канцтоварами и за всем тем, что было прописано в школьном списке. Домой мы тащили большие сумки, и мне все это безумно-безумно нравилось! Галстук по цвету дома (всего их семь), свитера и пиджаки с эмблемами, клетчатые юбки, спортивные поло, гольфы и юбки, и все это с эмблемами, и даже какая-то забавная капа в рот и клюшка, которых я в жизни не видела (в списке рядом с этими вещами стояла пометка *for obligatory sport lessons).
Следующим утром я проснулась с четкой мыслью: сегодня я увижу свой дом на следующие 4 месяца! И времени подтягивать английский и переживать больше не осталось. Отступать некуда. Тот день был общим днем приезда для всех учеников школы. Всего в школе обучалось около 600 студентов возрастом от 14 до 18 лет. Каждый студент принадлежал к 1 из 10 домов, из которых 4 для девочек (School, Nugent, Watt, Blackwater) и 6 для мальчиков (Gonville, Pennell, Wargrave, Craig, Powell, Reeves).
Моим домом на ближайший семестр был School House, который славился железной дисциплиной и крепкими дружескими узами. Если остальные три дома были воплощением архитектурного модерна, то School House был одним из старейших домов в колледже. Внешне это было здание из красного кирпича с массивной железной дверью и чем-то, напоминающим башни, на заднем плане. У входа в горшках шелестели декоративные оливы. В тот день всеобщего приезда дверь была открыта нараспашку и туда-сюда то и дело бегали родители с чемоданами, отовсюду раздавались визги подружек, не видевших друг друга целое лето, а я переступала порог этого место с таким страхом неизвестности и подсознательным желанием стать частью этого мира! Мне хотелось как можно скорее стать частью этой большой дружной семьи под названием «School House». У входа нас с мамой уже ждали две весьма миловидные англичанки: одна — высокая, худощавая, с темными волосами и милейшей улыбкой, это Mrs McKenzie, директор School House и наша мама на время учебы по совместительству; вторая — невысокая полненькая женщина лет
После длинного коридора от входа, сразу попадаешь в холл на
В тот день девочки только и делали, что собирались группами и обсуждали летние каникулы. Мне удалось узнать, что все они дружат чуть ли не с детского сада, и тут мне стало еще более не по себе. Я не просто новенькая и не такая как они — я просто абсолютно чужая.
Под вечер пришло время прощаться с мамой, и таких искренних слез я не лила никогда. Мы долго обнимались у входа, и я понимала, что уже очень далеко от дома, и человек в моих объятиях — последний, кто хоть как-то связывает меня с привычной жизнью. С домом.
Через 5 минут я сидела совсем одна в своей новой комнате, из-за стен раздавался веселый смех девочек, которые были мне незнакомы, и языка которых я не понимала. У меня было ощущение, что я осталась тут совсем одна, настолько жалкая и беспомощная, насколько это только было возможно...
Конечно, мне хотелось бы расписать в деталях каждый день того чудесного приключения под названием «Eastbourne College», произошедшего со мной в 14 лет. Но думаю, и Вам, и мне будет легче и интереснее, если далее я прерву формат повествования а-ля дневник и просто расскажу вам о ключевых аспектах той жизни, которой я жила целый семестр в Истбурне.