Высшее образование за рубежом: можно ли поступить в англоязычный вуз, изучая язык только в обычной школе?

10 февраля 2021

Получить высшее образование за рубежом, в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии или в одной из неанглоязычных стран Европы (многие европейские вузы преподают на английском) — заветная мечта многих школьников и их родителей, только вот как правильно идти к её исполнению?

Для того, чтобы поступить в зарубежный вуз, необходимо владеть языком хотя бы на уровне B2 (Upper-Intermediate). Во-первых, в ином случае Вы не сдадите тест на знание английского языка на нужный балл, а во-вторых, Вам элементарно не хватит языка чтобы воспринимать информацию на лекциях и работать на семинарах.

Какие требования выдвигают вузы к знанию английского языка?

Эти требования могут разниться от вуза к вузу, и зависят от нескольких факторов: изучаемая специальность (например, на медицинских и юридических специальностях требования традиционно выше), ступень обучения (в магистратуре требуется более высокий балл, чем на бакалавриате), ну и , конечно же, престижность самого вуза. Если в Кембридже от Вас ждут балл IELTS не ниже 7,0, то менее престижный вуз примет Вас с 5,5. В большинстве случаев, чтобы поступить на бакалавриат, нужно знать английский на уровне B2, в этом случае Вы сможете получить требуемый результат IELTS — 6 — 6,5 баллов.

Экзамен IELTS сдаётся в специализированных пунктах, в определённые даты, записываться нужно заранее. Тест включает 4 раздела: listening, writing, speaking и reading. Результат становится известен в течение 2-3х недель, «срок годности» сертификата — 2 года.

Американские вузы предпочитают TOEFL, и это вполне понятно — TOEFL "изобрели" в США, а IELTS — В Англии. Остальные страны принимают оба экзамена, но всё-таки IELTS получил большую популярность, чем TOEFL, во всем мире.

TOEFL также включает listening, writing, speaking и reading. Средний балл для поступления — 78–82, но каждый вуз выдвигает свои определённые требования.

Подробнее о языковых экзаменах IELTS и TOEFL читайте в нашей статье.

Для чего ещё нужен английский на этапе поступления в вуз?

Мотивационное письмо и документы

Если Вы думаете, что главное — это Ваши оценки в аттестате, то Вы глубоко заблуждаетесь. Чуть ли не самым важным в списке требований престижного вуза является мотивационное письмо. Обычно оно пишется в форме эссе и содержит информацию о Вас, Ваши мысли на тему своих жизненных целей, идеалов и размышлений о том, как именно Вы намерены двигаться к поставленной цели, как учёба в данном вузе будет способствовать этому, и почему именно Вы достойны занять место при конкурсе сто человек на место. Мотивационное письмо демонстрирует приёмной комиссии Ваш ум, способность излагать мысли, и уровень владения языком, он должен быть правильным и богатым.

Помимо этого при поступлении необходимо предоставить такие документы:

  • Аттестат, переведённый на английский язык (обязательно)
  • Рекомендательные письма (некоторые вузы, некоторые программы)
  • CV (некоторые вузы, некоторые программы)

Собеседование

Изучив документы, престижные вузы могут назначить Вам собеседование. Это хороший знак, означающий, что Ваши документы были одобрены. Беседа с сотрудником приёмной комиссии вуза — ещё одно важное испытание для Вашего языка, интеллекта и скорости реакции, поэтому к ней нужно заранее готовиться: мы расскажем Вам о возможных вопросах и поможем заранее подготовить ответы.

Для чего ещё нужен английский язык?

Изучать сайты вузов, разбираться во множестве нюансов от содержания обучения то требований вуза, заполнять анкеты, читать договоры и многое, многое другое. Вся жизнь у Вас отныне встаёт на рельсы английского языка.

Может ли Вам хватить школьного английского?

Российская школа, её методика преподавания в принципе не ставит перед собой цель научить детей свободно общаться на иностранном языке. Чтение и перевод небольшого несложного текста, ответы на простейшие вопросы по тексту — это максимум, чему Вы сможете научиться, придерживаясь лишь школьной программы.

Вся языковая подготовка в выпускных классах сводится к «натаскиванию» на сдачу ЕГЭ, которая минимально способствует получению непосредственно знаний по языку, в основном же это просто техническая дрессура.

Многие наши ребята, занимавшиеся английским языком в школах за рубежом, отмечали, что в 11-м классе их знания языка значительно снизились, так как всё время было направлено на овладение алгоритмом ЕГЭ, сами же требования экзамена к языку гораздо ниже, чем к технике его сдачи.

Способы решения проблемы

Итак, ясно, что без дополнительных ресурсов, одной школьной программой обойтись не получится. Ещё в советские времена английский язык учили с репетитором.

С тех пор возможности наших детей ушли далеко вперёд: передовые учебники и технологии, которые используют самые «продвинутые» репетиторы, дополняются поездками в Англию и другие англоязычные страны с целью снять языковой барьер и вывести способность говорить и понимать быструю английскую речь на уровень, необходимый для успешного поступления в иностранный вуз.

В языковых школах у нас и за рубежом есть два базовых формата обучения: один-на-один и в группе. Начинать можно в группе, когда времени на подготовку много, а главная задача — научиться свободно общаться с людьми. Этот формат подходит школьникам среднего звена, но чем Выше уровень знания языка, тем острее чувствуется необходимость хотя бы часть занятий проводить индивидуально. К тому же индивидуальные уроки можно выстроить по необходимой тематике и графику.

Идеальным завершением языковых экзерсисов за границей было бы обучение в средней школе за одной партой с англичанами хотя бы в течение одного семестра. Вот тогда успех гарантирован!

Роль самостоятельных занятий

Её сложно переоценить. Учить слова, тренироваться в упражнениях и тестах на правила, постоянно слушать и говорить — без всего этого, какой бы гениальный преподаватель Вас ни учил, успеха Вам не добиться. Смотреть фильмы, слушать музыку и подкасты, общаться в соцсетях, писать и читать постоянно, каждый день, научиться думать на английском, любить его — вот секрет успеха.